100 лет назад в семье крестьянина середняка в селе Большая Атня появился долгожданный мальчик, его назвали Масгут
21 марта — день весеннего равноденствия. Как говорят астрологи, в этот день рождаются открытые, добродушные и отзывчивые люди.
Именно в такой день 100 лет назад в семье крестьянина середняка в селе Большая Атня появился мальчик. Старшие две девочки — Разия 1919г. р и Марзия 1921г. р. росли здоровыми, учились быть помощницами по дому.
И вот появился долгожданный мальчик, его назвали Масгут, что значит «счастливый, благополучный».
Дед мой, Мухаметназип, закончил Сатышское медресе (совр. Сабинский район).Это крупнейшее сельское медресе России. Учеба длилась долгих 13 лет.
Этим летом я со своими дочерьми и внуком побывала в музее этого медресе. Дед знал несколько языков, в т. ч. арабский, фарси, говорил по-русски.
Будучи указным муллой, он активно помогал строить колхозную жизнь. Не было такой работы не селе, которая бы не подчинилась его умелым рукам. Окна всех рам магазинов в центре Атни были сделаны его руками. Дед замечательно клал печи. Папа всегда активно помогал в этом нелегком деле.
Так, у наших друзей, в селе Ильинское Зеленодольского района в прекрасном состоянии находится печь, выложенная руками папы уже более 40 лет назад.
Бабушка моя, Гульсум, Атня-әби, так мы её называли, была из хорошей семьи. Грамотная, читала на арабском языке и фарси. Обладала прекрасной памятью до последних дней. Она воспитывала четырех детей. В 1928 году у папы появился младший брат Махмут, с которым он был дружен всю жизнь.
В субботу 21 июня 1941 г. был сдан последний экзамен, а 22 июня стало известно, что началась Великая Отечественная Война. Недавно среди бумаг случайно нашла аттестат зрелости папы, там одни пятерки, всего 2 четверки. После окончания средней школы призван в ФЗО и с первым набором отправлен на Донбасс, а оттуда в Кемеровскую область на шахту крепильщиком.
Из Кемеровской области призван в армию- курсантом спецшколы Связи Военно — Морского флота СССР, по окончании которой-старший гидроакустик Краснознаменного эсминца «Грозный» Северного морского флота.
Во время ВОВ эсминец «Грозный» совершил 75 боевых походов, прошел более 50 тыс. морских миль, неоднократно участвовал в набеговых операциях, осуществил три минные постановки, выставив на подходах к горлу Белого Моря 134 мины, отконвоировал без потерь около 800 отечественных и союзных транспортов, отражая атаки вражеской авиации, сбил 6 самолетов.
Папа никогда не рассказывал о войне, просто мы знали, что он служил на эсминце "Грозный«.Работа гидроакустиком сложная и ответственная. Во время вахты он был полностью отключен от внешнего мира, находился в звукоизолированной каюте и, сидя в наушниках, слушал звуки вражеских подводных лодок. От него многое зависело на корабле. Так, он был награжден медалью Ушакова за то, что обнаружил 2 подводные лодки.
Медалью Ушакова награждаются матросы и солдаты, старшины, сержанты и прапорщики Военно-морского Флота за личное мужество.
Много-много лет назад я по случаю купила книгу Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками» и очень удивилась, что одного из героев книги зовут Мазгут Назыпов. Правда, в книге он- касимовский татарин. Достаточно редкое сочетание. Речь шла о юнгах Северного флота. Я тут же предложила папе отправить автору книги письмо, но папа, как всегда, отказался от этой идеи.
В 1990 году Валентин Пикуль скончался, показывали его старые фотографии. Папа сразу узнал в нем «юнгу с тонкой шеей», который всегда кружился возле него.
Из воспоминаний
Служба в армии продолжалась до 1950 года, так как нужно было очистить северные моря от подводных мин.
После демобилизации папа приехал в родную деревню Больша Атня. И тут, совершенно случайно, встретился с мамой, которая помогала убирать картошку своей приятельнице Марзие, папиной сестре.
Как было не обратить внимания на высокого статного красавца с голубыми глазами, фронтовика, да еще хорошо воспитанного и с большим желанием учиться?
Мама, Якубова Софья Назиповна, в то время работала врачом в Атнинской больнице, круглая отличница, комсомолка, ее оставляли в аспирантуре в Казани, но она, видимо, почувствов свою судьбу, уехала в район. Вот отрывок из маминых воспоминаний:"Работать было трудно, но никогда не наступало раскаяние, что несмотря на зачисление в аспирантуру, я уехала в деревню. Жизнь многому научила. Самое трудное было с освещением. Керосиновая лампа, а отпускают на месяц всего 3 литра, поэтому вечерами я пропадала в больнице, писала истории болезни и очень много времени проводила с больными, беседуя на медицинские и житейские темы. Как не вспомнить акушерку Фоадию, которая научила меня принимать роды, как не вспомнить добрым словом фельдшера амбулаторного приема Загиду-апа, которая тактично передавала мне свои знания.
А разве можно забыть двух санитарок Шарафат апа и Файруза апа, которые старались под телогрейной принести сухое полено для растопки печи. По эпидемиологии помогал Карим абый. Главный врач Атаманова Мукарама Хабибулловна была очень требовательной к нам и удивительно внимательной к больным. Каждый разговор ее с больными учил нас, молодых врачей, состраданию, видеть перед собой человека, который с такой надеждой смотрит на врача.
Всех не перечислишь, но не вспомнить санитарку Фасахат апа я не могу. Она всегда находила слова, которые успокаивали, а сколько было в ней юмора и оптимизма!"
Учеба в институте
В 1950-м году папа поступает в Ветеринарный институт. Он был одним из самых старших на потоке. С ним учились Барсков А. А., Батырев, Косачев, Зеленов Ю. Н., Благодатских Г. А, Миролюбов М. Г., Ямашев Ф. Г., Бусыгин К., Покровский С. Г., Ардатовский В. П., Cметов П. К. и другие, ставшие впоследствии профессорами и доцентами ветеринарного института.
Нашими семейными друзьями были Барсковы, дядя Толя, тетя Даня и их дети.
Из воспоминаний Анатолия Александровича Барскова, доцента кафедры микробиологии, - «Первое мое знакомство с Масгутом состоялось в далеком 1950 г. И продолжалось на протяжении 63 лет. Наша разница составляла 8 лет, но это не мешало нашей дружбе. В начале учебного года наш курс направили в учхоз на сельхозработы. Ехали мы в поезде Казань- Высокая гора, Масгут ехал на подножке и ветром у него сдуло бескозырку, не раздумывая, но полном ходу, он выпрыгнул за ней. Мы все страшно испугались. Но еще были более удивлены, когда он появился в бескозырке с сияющими глазами.
После сдачи экзамена по микробиологии, на третьем курсе, мы, несговориваясь, пришли вместе к профессору Хайрулле Хамидулловичу Абдуллину в студенческий научный кружок. Интерес к микробиологии у нас был большой. Сразу же после занятий мы бежали на кафедру, режим на которой был весьма строгим. Профессора Вера Поликарповна Кивалкина и Хайрулла Хамидуллович Абдуллин уходили с работы не раньше 22 часов. Вместе с Масгутом мы получили тему:» Антимикробные свойства прополиса, собранного в различных географических зонах.
Результаты нашего труда опубликованы в 1958 г. в научном журнале."
После окончания института в 1958 году папа стал старшим ветеринарным врачом Юртушской МТС Дубъязского района Татарской АССР, затем начальником производственного отдела Казанского ипподрома. С 1960г — младший научный сотрудник Казанского Государственного Ветеринарного института. В 1968 году блестяще защитил кандидатскую диссертацию. Тема диссертации-"Микологические исследования кормов ТатарскойАССР и методы обеззараживания и детоксикации зернофуражаа, пораженного токсическими грибами«.С 1971 года старший научный сотрудник Всесоюзного научно- исследовательского ветеринарного института, где проработал до 1984 года.
Имеет 12 авторских свидетельств, 147 научных работ, участник Выставки достижений народного хозяйства СССР (1961, 1971 и 1981 гг) в Москве.
Награжден значком «Отличник Сельского хозяйства РСФСФ» и Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства.
Имеет 18 правительственных наград (орденов и медалей).
В газете «Бауманец» от 1984 года написано про папу -«Масгут Назыпович умеет высказывать глубокие и оригинальные мысли, новые идеи, проявляя самобытный подход к решению научных проблем, в решениях и взглядах чувствуется твердость характера. В неторопливой, обстоятельной речи — основательность и уверенность в себе и хорошо знающего свое дело ученого».
И дальше- из воспоминаний А. А. Барскова:" У Масгута было очень трудное направление в области микологии (наука о грибах).
Один видный ученый говорил:"Плесени были созданы не богом, а дьяволом, чтобы вводить в заблуждение ученых и весь человеческий род".
Когда на курсе микробиологии был раздел микология, то всегда на кафедру приглашали проводить занятия Масгута Назыповича, как с врачами, так и со студентами. Мы все постигали основы работы с микроскопическими грибами. Занятия проходили на высоком уровне и с большим практическим материалом. В его глазах постоянно светилась доброта и доброжелательность: его все любили и уважали«.
Чем больше проходит времени, тем лучше я понимаю каким замечательным человеком был мой папуля, или атусик, как я его называла.
Всегда доброжелательный, с неизменной улыбкой на лице. Я видела как он плачет всего 2 раза в жизни.
Первый- когда затонула подводная лодка «Курск» 12 августа 2000 года:-«Ты представляешь, вода +4 градуса, закрытое пространство, нехватка воздуха» и второй, в 2013 г. когда пришло известие, что от сердечного приступа скончался мой родной братишка Рамиль Назыпов, ему было всего 56. 3а день до этого печального известия он позвонил, обрадовал родителей, что приедет проведать их из Москвы.
Папа всегда старался нас понять. И с присущей ему мягкостью, говорил: «Кызым, как ты думаешь, все ли мы делаем правильно? Если да, то слушай свое сердце».
Они с мамой жили очень дружно, он ласково называя ее Суфиям. Как-то не принято было в татарских семьях говорить ласковые слова. Вот совсем недавно нашла папины письма к маме, когда она была на повышении квалификации в Ленинграде, пропитанные нежностью и заботой.-"У меня терпение на волоске, больше не могу ждать, скучно без тебя неописуемо, хотя здесь мы все вместе","Глубокопочитаемая и милая моя Суфиям","Наша милая мамуля, мы страшно соскучились, готовы совершить пеший переход в Ленинград".
С очень большой нежностью он относился к своей маме, моей бабушке. При пожаре дома она получила ожог, практически несовместимый с жизнью. Долго лечилась. Хирург Баков, работавший в то время в Атне, рассказывал, что эбием стойко выдержала и боли и перевязки. Ни стона, ни крика. Только тихо молилась Аллаху. Тот услышал ее молитвы, она еще долго прожила, и тихо ушла в 100 летнем возрасте!
Папа с очень большой нежностью относился и к нам, его детям. Мы оба стали врачами. Я, Наиля Фасхутдинова, долгое время работала в практическом здравоохранении -и в Арском районе и в Казани. Потом, по семейным обстоятельствам, стала преподавателем Казанского Медколледжа, получила звание Заслуженного врача Республики Татарстан.
Мой брат, Рамиль Назыпов, после окончания мединститута уехал в Москву. Работал аллергологом и микроэлементологом. Был врачом от Бога. Во время болезни родителей очень помогал и лекарствами, и советами и добрым словом.
Папа был и прекрасным дедом. У него четверо внуков- Тимур, Мадина, Элина, Лэйсэн.
Всегда с добром и улыбкой вспоминают его.
Я попыталась чуть-чуть рассказать о моем замечательном папе, его славном военном прошлом, его научных успехах.
Показать каким заботливым, любящим он был для своих родных, родственников, друзей. Его искрометный юмор, мягкая улыбка, доброжелательность и желание помочь навсегда останутся в наших сердцах.
Автор- Фасхутдинова Наиля Масгутовна. Казань.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев